ISSN  2077-8155
EISSN  2411-0302
DOI: 10.21779/2077-8155
islamoved@yandex.ru
vagabovmihdgu@rambler.ru
8(8722)56-21-29
Архив:
2017 г.
01
02
03
2016 г.
01
02
03
04
2015 г.
01
02
03
04
2014 г.
01
02
03
04
2013 г.
01
02
03
04
2012 г.
01
02
03
04
2011 г.
01
02
03
04
2010 г.
01
02
03
04
2009 г.
01
02



УДК 7.03
Загирова Г.И.
Архитектурный декор в мире ислама: применение традиционной резьбы по ганчу в современном Узбекистане
Государственный институт искусствознания; narat86@mail.ru
Автор останавливает свое внимание на наиболее распространённом в первые века ислама виде архитектурного декора – резьбе по ганчу (сырой штукатурке) – и делает попытку просле-дить этапы развития этой техники в XX веке в Узбекистане, что особенно актуально, учитывая нарастающую тенденцию обращения к традиционному стилю в архитектуре и дизайне. Совре-менные мастера получили в наследство огромный арсенал орнаментальных растительно-геометрических арабесковых построений, которые были выработаны к XII столетию на основе ислими и гириха, а в последующие века переосмыслены. Обращаясь к наиболее репрезентатив-ным архитектурным памятникам ХХ века, автор отмечает противоречивое отношение новой эпохи к традиционной технике и орнаментике, а также поиски новых средств выразительности, которые отвечали бы веяниям современности. Автор приходит к выводу о том, что новое сто-летие не обогатило существенным образом прежний арсенал резьбы по ганчу какими-либо принципиально новыми подходами в технике и орнаментике.

Ключевые слова: ганч, стук, штук, архитектурный декор Средней Азии, гирих, ислими.

The author considers in detail the ganch carving technique (raw stucco) as a mainstream architectual decoration in the early times of Islam, and makes attempt to establish stages of its development in Uzbekistan in the 20th century, taking into account that contemporary architecture and design tend to revive the traditional style. Today’s craftsmen have inherited a wealth of ornamental floral and geometric arabesque patterns that had been developed by the 12th century on the basis of islimi and girih and reconsidered in later centuries. Addressing to the most significant architectural monuments of the 20th century, the author points at the new epoch’s ambivalent attitude to the traditional technique and ornamentation, as well as the search of new methods of expression that would comly with contemporary trends. The author concludes that the 20th century did not essentially enrich the traditional ganch carving with new techniques and ornamentation.

Keywords: ganch, stucco, architectual decoration in Central Asia, girih.


DOI: 10.21779/2077-8155-2017-8-2-55-66

[в формате pdf]